Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Четвертая Международная деловая конференция "РДМК - 2001"

ПРИХОДИТЕ, ПОРАБОТАЕМ ВМЕСТЕ!

Открытое письмо российских участников ежегодной Международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы" государственным чиновникам, ответственным за рыночное регулирование золотоплатиновой и алмазной отрасли.

Уважаемые наши коллеги, состоящие на государственной службе!

Мы обращаемся к вам потому, что именно в ваших руках находится сегодня судьба золотоплатиновой и алмазной отрасли, которая является одной из важнейших составных частей российской экономики.
Цель данного обращения - привлечь ваше внимание к проблемам, которые должны быть обязательно решены в самое ближайшее время. И должны быть решены вами. Такую задачу, как вы помните, поставил Президент России, причем еще в прошлом году.
Позвольте здесь, чтобы не быть голословными, сослаться на сделанную Президентом оценку причин длительного и глубокого экономического кризиса, из которого никак не может выбраться ни страна, ни отрасль драгоценных металлов и драгоценных камней.

"Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства. Однако дорогостоящее и расточительное государство не может снизить налоги. Государство, подверженное коррупции, с нечеткими границами компетенции, не избавит предпринимателей от произвола чиновников и влияния преступности. Неэффективное государство является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса, абсолютно в этом убежден, кризиса, проявления которого хорошо известны".

Это из прошлогоднего послания Президента России Федеральному Собранию.
С большой надеждой цитировали эти строки в ноябре прошлого года участники проходившей в Москве Третьей Международной деловой конференции "Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: состояние и перспективы". Многие откровенно радовались: взгляды Президента России полностью совпадали с взглядами владельцев предприятий и руководителей, стремящихся к цивилизованным рыночным отношениям. Позвольте теперь еще раз процитировать Президента России, его новое послание, с которым он обратился к Федеральному Собранию 3 апреля 2001 года.

"В этом году Правительство подготовило пакет законопроектов по дебюрократизации и минимизации административного вмешательства государства в дела предприятий. Надо работать над тем, чтобы и дальше сокращать перечень лицензируемых видов деятельности. Даже в уменьшенном виде этот перечень - все равно очень и очень велик. Нужно энергично наводить порядок и в других сферах, где есть избыточное государственное вмешательство. Хочу подчеркнуть - избыточное, речь о нем только идет. Речь идет, прежде всего, о чрезмерной на сегодняшний день обязательной сертификации продукции, о разного рода разрешениях, регистрациях, аккредитациях, иных нормах и правилах, не предусмотренных в законах, но настойчиво вводимых всякого рода инструкций. У нас не должно быть иллюзий - только прозрачные, закрепленные в законе прямого действия отношения между государством и предпринимателями могут дать новый импульс развитию российской экономики".

Цитировать можно еще и еще. Но, наверное, всем уже ясно, что такого полного совпадения взглядов у власти с участниками российского рынка еще не бывало. Судите сами. Если Президент России признает, что произвол чиновников является основным препятствием экономического роста страны и требует от них меньше администрирования, если он считает необходимым предоставить больше предпринимательской свободы и видит задачу власти в том, чтобы отладить государственные институты, обеспечивающие работу рынка, - то кто из законопослушных участников российского рынка сегодня более либерален, чем Президент России?!
Мы не сомневаемся в том, что и новое послание будет в центре внимания нашей, теперь уже Четвертой конференции, которая намечена на 1-3 ноября 2001 года. И, скорее всего, на конференции особенно часто будут повторять то место, где прямо говорится о необходимости дебюрократизации, открывающей путь к свободному от государственного вмешательства экономическому развитию. Да и другие либеральные установки тоже не забудутся.
Такое неравнодушное отношение к посланию Президента России со стороны участников рынка продиктовано их надеждой на лучшее будущее. Вы хорошо знаете, что в последние годы многие предприятия отрасли буквально выкладываются для того, чтобы обеспечить себе нормальное вхождение в рынок. Они исправно платят налоги и пытаются развивать производство. Они давно созрели для работы в рыночных условиях. Но, к сожалению, для такой работы еще не созрели многие чиновники из тех ведомств, которые стоят над предприятиями.
Следуя примеру Президента России, считают участники рынка, пора открыто признать на всех уровнях власти, исполнительной и законодательной, что главным тормозом развития рыночных отношений в золотоплатиновой и алмазной отрасли России является сложившаяся к настоящему времени государственная система регулирования. Рынок здесь не развивается потому, что ему не дают развиваться. А не дают те, кто заинтересован в сохранении распределительных отношений.
Ясно, что речь идет, прежде всего, об отраслевых чиновниках, сохранивших в своих руках и не желающих отпускать рычаги административного управления предприятиями, то есть именно о вас, уважаемые коллеги.
Давайте не будем ссориться, но и не будем лукавить. Всем нам в отрасли по опыту хорошо известен нынешний механизм, блокирующий развитие. Известно и то, что в его основе лежат законы, действующие на рынке драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных, технических, медицинских и других изделий из них. Эти законы, во-первых, содержат много неясностей, несогласованностей и даже противоречий. Во-вторых, они не являются законами прямого действия, вследствие чего требуют множества дополнительных подзаконных актов.
Здесь достаточно сослаться на Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". С помощью депутатов вы, уважаемые коллеги, писали его и переписывали шесть лет! А теперь уже четвертый год дорабатываете. Четвертый год с вашим непосредственным участием готовятся - и то принимаются, то отвергаются, то откладываются - предложения по дополнениям к этому закону, по исправлениям и уточнениям. И не видно ни конца, ни края этой бумажной работе. Кто скажет, когда она будет закончена и во что выльется?
В стадии подготовки находится еще десятка полтора отраслевых правово-нормативных актов. А между тем, уже сейчас в отрасли насчитывается более 700 актов - законов, указов, постановлений, положений, инструкций, писем, приказов и прочих документов, регламентирующих работу отдельного предприятия в той его части, которая связана исключительно с драгоценными металлами. Можно ли их все прочитать, запомнить и потом строго исполнять на практике?
Понятно, что нет. Тем более, что в результате межведомственных компромиссов в тех актах в изобилии закладывались различные половинчатые трактовки. Они-то и открывают многим чиновникам широкое поле для личной деятельности в области регулирования рынка. Конечно, не за просто так, а за отдельную плату или другую форму благодарности (читайте-взятки).
В общем, сложилась ситуация, когда уже все понимают, что на российском рынке главными действующими лицами являются не производители, не работники, а отраслевые чиновники. Именно они решают судьбу каждой сделки. Это значит, что на самом деле старая административно-командная система в экономике отрасли сохраняется до сих пор. Более того, она теперь распространяется не только на государственную, но и на другие формы собственности.
Мы все видим, к чему это приводит. Длительный и глубокий экономический кризис, который постиг всю страну, не минул и рынок драгоценных металлов и драгоценных камней. Конечно, в отрасли есть отдельные предприятия, которым удается не только удерживаться на плаву, но и как-то развиваться, более или менее успешно. Но таких предприятий, к сожалению, пока еще очень мало, а их развитие идет вопреки воле и стараниям чиновников.
Вы представляете, в каких условиях на самом деле сегодня работают предприятия?
Может показаться невероятным, но это правда: для того, чтобы переслать на пробу зарубежному партнеру один грамм золота ценой в десять долларов, необходимо заплатить чуть ли ни вдвое дороже его цены. При этом надо еще оформить десяток различных документов и сверх того потерять как минимум месяц. Но это еще хорошо. Потому что обычное оформление таможенных документов, которое за рубежом происходит за два-три часа, у нас сплошь и рядом отнимает и два, и три месяца.
Подобных примеров из регулирующей деятельности отраслевых чиновников на российском рынке драгоценных металлов и драгоценных камней можно привести еще немало.
Именно в результате этой деятельности отрасль, имеющая семь нянек в лице министерств и ведомств, переживает состояние глубокого кризиса. Золотодобыча по уровню организации производства отброшена к началу прошлого века. Страна обладает уникальными запасами металлов платиновой группы, но никак не использует свои преимущества на мировом рынке, в результате чего несет миллиардные потери в долларах. Являясь одним из мировых лидеров по добыче алмазов, мы своими руками, посредством монополизации, устраняющей естественную для цивилизованного рынка конкуренцию, пытаемся удушить свою же гранильную промышленность. А заодно и ту часть ювелирной промышленности, которая специализируется на производстве украшений с бриллиантами.
По вине отраслевых государственных структур, постоянно усложняющих условия работы на рынке, российские производители золота, платиновых металлов, ювелиры, торговые организации в последние годы понесли огромнейшие убытки. А это самым негативным образом отразилось и на бюджетах всех уровней, которые недосчитались налогов на миллиарды рублей.
Однако было бы большой ошибкой с нашей стороны видеть в каждом государственном чиновнике противника рыночных отношений, сознательно тормозящего развитие отрасли. Мы понимаем, что здесь все намного сложнее. На решение рыночных проблем влияют много факторов, в том числе ведомственные, корпоративные и другие.
И мы хорошо знаем по собственному опыту, что среди чиновников, представляющих и олицетворяющих государственную власть в отрасли, как и среди хозяйственников, общественных деятелей, журналистов, есть немало принципиальных ревнителей цивилизованных рыночных отношений. Всем им самим еще предстоит определиться по многим принципиальным положениям, высказанным в Послании Президента России.
И все же они сходятся в главном. В том, что золотоплатиновая и алмазная отрасль заслуживает особого внимания со стороны властей. Государственное регулирование здесь имеет стратегический характер, оно связано с обеспечением безопасности страны. Однако, как и в других отраслях экономики, оно должно защищать экономическую свободу, частную инициативу и все формы собственности от административного гнета, от влияния криминала. Государственное регулирование и здесь требует соблюдения равенства условий конкуренции, снижения налогового бремени, упрощения таможенной системы, развития финансовой инфраструктуры, реалистичной социальной политики и многого другого, без чего невозможен цивилизованный рынок.
Такова своего рода общая платформа для тех, кто намерен реально содействовать возрождению отрасли. Такова основа для совместного поиска ответов на вопросы, поставленные временем. А вопросов накопилось уже немало. Как и когда мы будем выходить из кризиса? Какая перспектґРіРѕС‚РѕРІРєРё находится еще десятка полтора отраслевых правово-нормативных актов. Рђ между тем, уже сейчас РІ отрасли насчитывается более 700 актов - законов, указов, постановлений, положений, инструкций, писем, приказов Рё прочих документов, регламентирующих работу отдельного предприятия РІ той его части, которая связана исключительно СЃ драгоценными металлами. Можно ли РёС… РІСЃРµ прочитать, запомнить Рё потом строго исполнять РЅР° практике?
Понятно, что нет. Тем более, что в результате межведомственных компромиссов в тех актах в изобилии закладывались различные половинчатые трактовки. Они-то и открывают многим чиновникам широкое поле для личной деятельности в области регулирования рынка. Конечно, не за просто так, а за отдельную плату или другую форму благодарности (читайте-взятки).
Р’ общем, сложилась ситуация, РєРѕРіРґР° уже РІСЃРµ понимают, что РЅР° СЂРѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕРј рынке главными действующими лицами являются РЅРµ производители, РЅРµ работники, Р° отраслевые чиновники. Р