Добыча
Переработка
Использование
Торговля
Инвестиции
Потребление
Законодательство
Информационный центр
Участники
Конференция


Поиск по серверу
 

 
 
Конференция РДМК-2000

Оглавление

Интернет-бизнес сложное ремесло

Доклад ДАНИЛОВА И.М.
на конференции РДМК-2000


Подавляющее большинство людей, занимающихся наукой, производством, бизнесом, в той или иной степени имеют представление об Интернет. В телевизионной рекламе то и дело появляются интернет-адреса различных компаний. В 1999 году мировой оборот "Интернет-экономики" составлял около 500 млрд. долларов, а в 2001 году оборот электронной коммерции предположительно превысит 1 трлн. долларов. За год прошедший с момента проведения прошлой конференции РДМК-99 российский интернет не просто расширился, а пережил качественный и количественный скачок в своем развитии. Если в прошлом году интернет-представительств организаций работающих на рынке драгоценных металлов и камней практически не существовало, то в этом году ситуация коренным образом изменилась. Появились не просто вывески предприятий в Интернет, а реально работающие web-сайты. Освещающие деятельность компаний и направленные на поиск партнеров и дополнительных рынков сбыта продукции компании.
Среди наиболее успешных интернет-проектов можно назвать web-сервер "Алмазной Палаты России". Сервер регулярно пополняется. На его страницах можно узнать как о торговых сесиях палаты, так и общую информацию о жизни алмазодобывающей отрасли. Пока принять участия в торгах можно только в традиционном off-line режиме, но, надеюсь, эта возможность будет реализована и в интерактивном пространстве. Активно работает сервер "Пробирной Палаты России". Виртуальная приемная принимает посетителей 24 часа в сутки и заинтересованность в ее работе очевидна. Развиваются сайты-представительства РАО "Норильского Никеля", АК "Алросы" и ПО "Смоленский Кристалл". Регулярная публикация пресс-релизов на страницах сайтов, позволяет получить полное представление о работе и планах компаний.
Определяющим становится вопрос о наиболее эффективном применении Интернет в конкретной области. И здесь наиболее существенным является его использование в бизнесе.
Интернет - это одно из направлений деятельности "Московской Ювелирной Группы". В виртуальном мире компания не новичок, и ее работа известна не только в России, но и за рубежом. Один из интернет-проектов компании web-сервер "Русская Ювелирная Сеть" стал финалистом международного конкурса журнала "Gemkey Magazine", проводимого среди 2500 ювелирных web-сайтов всего мира. Это говорит о высоком профессионализме команды и подчеркивает, что российские интернет-проекты не просто конкурентоспособны, но способны занимать лидирующие позиции на рынке Интернет.
Безусловно, интернет-бизнес сложное ремесло и без глубоких знаний его основ трудно рассчитывать на успех в виртуальном пространстве. Если российский интернет только переживает свое становление, то международный уже успел испытать на себе череду подъемов и спадов. В свою очередь, у нас есть возможность учиться на чужих ошибках. Потрясения, которые захлестнули весной этого года зарубежный рынок высоких технологий, четко показали, что on-line экономика подвержена тем же закономерностям развития, что и реальная. Полной неожиданностью стал крах одного из ведущих ювелирных сайтов - интернет-магазина Miadora.com. С другой стороны, большие шансы выжить получили компании, имеющие реальную сеть магазинов, что позволяет им использовать интернет как очередную рекламную площадку для своей продукции. Либо компании, имеющие широкий ассортимент товаров за счет аренды интернет-отделов другими компаниями. Так произошло с web-сервером компании Ashford, которая не просто удержалась от потрясений, но и смогла нарастить объемы своих продаж. Если в прошлом году объем интернет-продаж составил 30 млн. долларов, то в этом году объем продаж предположительно составит 100 млн. долларов.
Тем не менее, трудности не пугают других игроков, и новые компании стремятся занять свое место в интернет-пространстве. В октябре этого года горнодобывающая компания BHP Ltd., владелец 51% акций канадского алмазного рудника Ekati, предложила к продаже через Интернет 1300 высококачественных бриллиантов стоимостью от 800 до 30.000 долларов. С помощью Интернет специалисты BHP планируют довести объем продаж бриллиантов до 2 тыс. карат в год.
Опираясь на опыт компании, полагаю, что на данном этапе основной упор в электронном бизнесе необходимо делать именно на развитие отраслевых торговых и информационных площадок. Когда компании продают товары и услуги не конечным потребителям - физическим лицам, а другим компаниям (схема Бизнес-ту-Бизнес (B2B)). На рынке драгоценных камней и металлов такой площадкой может стать официальный сайт конференции РДМК (www.rdmk.ru). Для этого существуют технический потенциал, но, к сожалению, пока не хватает реально заинтересованных игроков. Тем не менее, ведутся работы по его дальнейшей "раскрутке" и наполнению. Отметим, что проект открытый и эффективность его работы полностью зависит от всех участников рынка.
Отсутствие границ в Интернет и огромные скорости передач данных, позволяют в полной мере использовать фактор оперативной информации в работе отраслевых площадок. По мнению президента общеизвестной корпорации Интел Крэйг Баррета, отдача от внедрения цифровых технологий скажется очень быстро, несмотря даже на небольшое число пользователей российского Интернет. Он также считает, что необходимо начинать с оптимизации отношений с партнерами, субподрядчиками и собственным персоналом, т.е. реализовывать схему "Бизнес ту Бизнес". Именно в этой области ожидаются основные доходы цифровой индустрии в ближайшем пятилетии. В 1998 году объем электронной торговли между предприятиями составлял 45 миллиардов долларов, в этом году он будет в девять раз больше - 403 миллиарда, а через четыре года эта цифра дорастёт до почти семи триллионов трёхсот миллиардов. При этом объём прямой торговли от предприятия к потребителю в 2004 году прогнозируется в шесть раз меньше.
Электронные биржи успешно развиваются по всему миру и захватывают самые различные области жизнедеятельности человека. Одна из крупнейших интернет-бирж "Атриакс" создается 50 крупнейшими мировыми банками и информационным агентством "Рейтерс". Участники торгов получат возможность оперировать валютами более чем ста стран, и торги на бирже будут идти 24 часа в сутки. Среди крупнейших российских интернет-бирж можно назвать проект "ИНМАРИС", специализирующейся на нефтегазовом оборудовании. Число предприятий-участников приближается к 2000, а количество товарных позиций превысило 120.000. Электронная биржа работает с июня. В ней зарегистрировано больше сотни сделок. При этом часть сделок не фиксируется, так как проходит только при информационном посредничестве системы. Онлайновые тендеры на закупку оборудования и материалов объявили крупнейшие нефтяные и газовые компании: "Лукойл", "ЮКОС", "ТНК", "Роснефть".
Конечно, на пути развития интернет-бизнеса существуют определенного рода барьеры. "Страшное" слово хакер известно всем. У людей не знакомых со спецификой работы Интернет, складывается мнение об их всемогуществе. На самом деле это далеко не так. Хакеры несут в себе определенный потенциал опасности, и его необходимо учитывать при формировании электронного бизнеса. Во многом именно защита от "взломов" и обеспечение конфиденциальности информации определяют те ограничения, которые необходимы при работе в Интернет. Одним из самых серьезных препятствий в российском интернет является отсутствие четкой нормативной и правовой базы. Это общеизвестная российская болезнь. С другой стороны, намерение ЦБ РФ провести лицензирование интернет-бирж и подготовленный для рассмотрения в Госдуме законопроект "Об электронной торговле" указывает на то, что эти вопросы не лежат балластом, а активно решаются на всех уровнях власти.
Не хочу, чтобы доклад превратился в череду хвалебных фраз о полезности и важности интернет. Мнения по поводу перспектив российского интернет не всегда однозначны. Например, на состоявшейся 26 октября конференции "Инвестиции в развивающийся рынок интернет технологий России" Михаил Ходорковский, председатель правления НК ЮКОС, выступил с докладом "Интернет как культурная парадигма". Выступление значительно отличалось от сообщений других участников конференции. "Старая экономика России за счет интернетизации не даст желаемого роста производительности труда", - считает Ходорковский. Он пояснил эту мысль на примере ситуации с ЮКОСом. Концерн активно занимается внедрением и интеграцией интернет-технологий в свою деятельность. Планируемая в результате этого экономия средств через три года достигнет 30 миллионов долларов в год. Эта сумма складывается из снижения эксплуатационных расходов, минимизации расходов на закупки, массовое обучение персонала. Но все эти суммы кажутся довольно скромными в сравнении с объемом продаж компании, который составляет 7 миллиардов долларов в год. Ходорковский полагает, что внедрение интернет-технологий критически необходимо фирмам, оборот которых составляет менее 100 миллионов долларов в год, и которые при этом имеют распределенную территориально структуру. Тем не менее, он не отрицает важную роль Интренет в становлении положительных изменений в обществе в целом. И как отмечалось выше ЮКОС уже использует возможности интернет-бирж. С другой стороны, положительных суждений об Интернет гораздо больше, чем негативных. Председатель совета директоров корпорации Интел Энди Гроув не устает повторять, что уже через несколько лет в мире не останется компаний, не освоивших, в той или иной мере, электронный бизнес - в противном случае они просто не выдержат конкуренцию и зачахнут.
Говоря о темпах роста интернет, отметим, что каждые пять лет число пользователей растёт в десять раз. К 2005 году ожидается миллиард человек. По прогнозам аналитического агентства Мониторинг.ru, максимальный прирост интернет-аудитории в России ежемесячно составляет 400.000 человек. К концу этого года общее количество посетителей российского интернет достигнет 11 млн. человек ежемесячно. Годовой оборот интернет-рынка Москвы в 1999 году, составил 41 млн. долларов. По итогам девяти месяцев этого года суммарный оборот только одного из крупнейших российских интернет-холдингов "eHouse" составил более 10 млн. долларов. Таким образом, российский интернет не просто растет, но и позволяет зарабатывать реальные деньги.
В конце доклада хотелось бы призвать всех участников конференции более активно использовать возможности интернет и web-сервера РДМК, и привести лозунг нашей компании: "Не опоздайте в будущее...".

Наверх Оглавление